- Паспорт Программы развития
|
|
Концептуальные положения программы базируются на оптимальном сочетании традиций образовательного учреждения и инноваций, обеспечивающих обновление всех составляющих его педагогической (образовательной ) системы.
В настоящее время в мировом и российском сообществе обозначилась тенденция, связанная
с переходом на иной тип образования – инновационный.
1. Инновация ( от лат. in –в, novus -новый ) означает нововведение, новшество. Главным
показателем инновации является прогрессивное начало в развитии того или иного образовательного феномена по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Инновации могут быть связаны с изменениями:
* в целеполагании, содержании, методах и технологиях, формах организации системы управления;
*в стили педагогической деятельности и организации образовательного процесса;
*в системе контроля и оценки образовательного результата;
*в ресурсном обеспечении образования;
*в системе воспитательной работы;
*в учебном плане и образовательных программах;
*в деятельности учителя и учащегося.
Инновация, как и само понятие новизны, имеет конкретно – исторический характер: некоторые инновации возникают раньше «своего времени», т.е. «опережают время», некоторые со временем могут стать традицией. Именно соотнесение традиций и инноваций
является ключевым предметом осмысления в программе развития школы.
Концепция программы развития образовательного комплекса разработана на основе федеральной целевой программы развития образования, образовательной инициативы Президента РФ «Наша новая школа», Программы развития образования Омской области до 2025 года, Проекта «Управление качеством обучения в условиях развития образовательных комплексов на территории Большереченского муниципального района».
1. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе возможна, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.
2. Образовательная среда и образовательное пространство определяются профессионально-деятельностной точкой зрения, которая задает их конфигурацию через социокультурное содержание образовательной деятельности и через цели и задачи развития личности, со-обществ и образовательных систем. Характеристиками образовательного пространства являются его насыщенность образовательными ресурсами и структурированность.
3. Создание условий развития вариативной образовательной среды и образовательного пространства связано:
а) с формированием внешних для образовательного учреждения образовательных ресурсов на основе построения мультикультурных образовательных проектов;
в) с формированием внутрисистемного научно-организационного потенциала как механизма управления процессами развития образования и необходимой предпосылки формирования проектной культуры у субъектов образовательного учреждения.
4. Успешность организации и проектирования развивающего образовательного пространства в современной социокультурной ситуации может быть обеспечена на основе принципа полного - общего и дополнительного образования в их единстве. Прогнозируя развитие школы в XXI веке, необходимо отметить, что диагноз состояния современного детства как критического (кризисного), настоятельно требует создания условий, при которых проектирование образования было бы достаточно эффективным. Стратегиями поиска, на наш взгляд, становятся:
• проектирование вариативного образования, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути в изменяющемся мире;
• стратегия обогащения, усиления и углубления представлений о развитии человека, его взрослении;
• стратегия развивающего воспитания личности;
• стратегия личностно – деятельностного подхода, когда мотивация личности с потребления (в том числе интеллектуального) смещается на созидание и творчество;
• стратегия самоопределения личности в здоровом образе жизни (при усилении роли валеологического образования в формировании и осуществлении здорового образа жизни, решении проблемы гуманизации спорта и интеграции его с искусством как фактором формирования здорового образа жизни). Ведущим способом проектирования является реализация обобщенной ориентировочной основы действии по созданию условий для диалога личностей, духовного диалога, диалога личностных проживаний участников образовательного процесса.
Образование выступает важнейшим средством самореализации человека (и - опосредованно - общества) как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развить человеческий капитал – способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач, что, в свою очередь, является условием признания такой деятельности успешной и заслуживающей высокого морального и материального поощрения.
В связи с этим одной из важных составляющих миссии школы является развитие учащихся как личностей, проявляющих общественную активность в первую очередь по отношению к своему образованию.
Анализ состояния образовательной среды и нерешенных проблем дает основания наметить следующие пути превращения желаемого положения в реальное.
Реализовать права каждого ребенка на дошкольное образование вне зависимости от места проживания с помощью подвоза детей – дошкольников с родителями в детский сад.
Создать условия для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, начиная с дошкольного возраста, через включение в штаты узких специалистов: психолога, логопеда.
Создать условия для охвата детей дополнительным образованием, начиная с 5 лет.
Создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предоставить учащимся возможность выбора темпа обучения. Создать сеть информационной помощи в выполнении домашних заданий
Приобрести современные технические средства обучения, обновить наглядные пособия, организовать высокоскоростной доступ в Интернет, оборудовать помещения для кружковой работы с детьми.
Предъявлять к знаниям некоторых учащихся повышенные требования, разработать комплекс дифференцированных контрольно – измерительных материалов по степени сложности по отдельным предметам и темам.
Активнее привлекать к организации отдыха учащихся в выходные дни и в каникулы работников дополнительного образования.
Вооружить большинство учителей, начиная с I уровня общего образования, разнообразными интерактивными методами обучения и помочь им эффективно использовать их в сочетании с традиционными методами.
Создать условия для реального участия педагогов и технического персонала в деятельности школы.
Предоставить учащимся реальные права в вопросах школьной жизни (индивидуальные договора между участниками образовательного процесса).
Создать нормативную базу, позволяющую родителям учащихся стать активными участниками образовательного процесса.
Сделать школу местом, которое в большей мере позволит воспитанникам и учащимся реализовать свои возможности.
Планировать деятельность участников образовательного процесса по пропаганде достижений (выставки, конкурсы, соревнования и т.п.).
Проводить методические семинары на уровне района и области с целью пропаганды передового педагогического опыта.
Стимулировать преподавателей, начиная с I уровня общего образования, на участие в конкурсах профессионального мастерства.
Активнее размещать материалы о школе в средствах массовой информации различных уровней, расширять сервисы школьного сайта.
Совершенствовать проектную деятельность участников образовательного процесса, добиваться её реализации и распространения опыта разнообразными способами.
Модель образовательного развивающего пространства включает в себя: организацию стабильного функционирования всех компонентов образовательного пространства, обеспечивающих усвоение учащимися теоретических основ саморазвития, самоопределения, самопознания, формирование опыта деятельности по развитию личности обучающегося, обеспечение готовности педагогов к формированию у себя потребности к духовному, профессиональному, личностному, педагогическому самосовершенствованию, творческой реализации в профессиональной деятельности; создание поликультурной, развивающей среды, выработку и усвоение всеми участниками учебно – воспитательного процесса основополагающих личностных ценностей и смыслов, обеспечивающих акмеологическое саморазвитие человека; осуществление педагогической поддержки и сопровождения развития обучающегося, реализуемые при активном участии самого школьника, овладевшего навыками самооценки и саморегуляции; расширение педагогического пространства образовательного учреждения за счет установления отношений с различными социальными институтами, органичного сочетания возможностей основного и дополнительного образования, создания системы взаимодействия с семьёй, как референтной группой общения учащегося.
Модель образовательного развивающего пространства строим на основании следующих подходов и принципов:
1. Создание образовательного развивающего пространства образовательного учреждения – это специально оснащенные кабинеты, мастерские, лаборатории и т.д., материальные условия жизни, учебы, работы, быта, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.), ценностные ориентации субъектов взаимодействия, гуманистические взаимоотношения, психологический климат.
2. Продуктивность деятельности педагога определяется наличием определенного объема знаний, умением, выстраивать свою профессиональную деятельность и обладанием определенными личностными качествами. Обучение и воспитание в образовательном развивающем пространстве образовательного пространства носит развивающий, личностно – и практико – ориентированный характер. Широко применяются деятельностный, системный, акмеологический и дифференцированный подходы. Необходимость интеграции познавательной и оздоровительной деятельности. Понимание педагогами необходимости включать проблематику здоровья в свою деятельность, как на занятиях, так и вне их, в возникновении потребности в специальных научных знаниях и овладении современными технологиями проведения занятия, позволяющими сохранять здоровье и формировать культуру здоровья дошкольников. Различные виды проектирования (техническое, социальное, экологическое) формируют установку на социальный оптимизм, активную позицию и ответственность по отношению к здоровью – своему и окружающих. Дети получают реальный опыт здоровой жизнедеятельности.
3. Педагогическая поддержка и сопровождение развития личности школьника осуществляться членами школьной администрации, педагогами – специалистами (психологом, социальным педагогом, логопедом, педагогами – организаторами, медицинским работником, библиотекарем), классными руководителями, учителями – предметниками при активном участии самого ребенка, овладевшего навыками самооценки и саморегуляции, и организовываться по двум направлениям. Широкое использование педагогами метода положительного подкрепления, который реализуется путем использования различных способов: признания достоинств учащегося, поощрения, предоставления новых прав, возложения новых обязанностей и т.п.
4. Установление отношений с различными социальными институтами, органичное сочетание возможностей общего, коррекционного, профильного и дополнительного образования, создания системы взаимодействия с семьёй, как референтной группой общения обучающегося.
Система отношений с родителями выстраивается на основе новой философии взаимодействия семьи и образовательного учреждения, базирующейся на идее полной ответственности родителей за воспитание, образование детей и активной поддержке, помощи в этой воспитательной деятельности со стороны всех социальных институтов. Отношения с родителями определяются принципами открытости, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимоподдержки, предъявления единых требований к детям.
5. Организуемая в дополнительном образовании деятельность носит творческий, самостоятельный, общественно полезный характер и построена как последовательность событий, способствующих решению личностно значимых проблем обучающихся, ставящих их в условия, когда объективно актуализируется личностное самоопределение и акмеологическое развитие
6. Отношения между всеми участниками образовательного процесса на основе доброжелательности, открытости, доверия и уважения друг к другу, терпимости к различным мнениям, воззрениям, поведению, с целью создания психологического климата, благоприятно влияющего на развитие личности обучающегося. При этом доверие сочетается с высокой требовательностью друг к другу и доброжелательной, деловой критикой. Свобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, право принимать значимые для группы решения обеспечивались диалогичностью и толерантностью, отсутствием давления руководителей на подчиненных. Развитию инициативы и самостоятельности способствует достаточная информированность о задачах и о состоянии дел в коллективе.
7. Улучшение материальной базы медицинского блока.
Мониторинг состояния здоровья детей; контроль за безопасностью среды; профилактика и реабилитация; психологическая помощь детям, родителям и педагогам, которые планируются Советом комплекса.
Цель Программы
заключена в создании и совершенствовании модели образовательного комплекса, включающего все ступени развития ребенка с учетом меняющихся социальных и педагогических условий, направленных на формирование личной успешности воспитанников и обучающихся в обществе
Определение общей стратегии развития образования, определение роли и места школы в образовательном пространстве.
Повышение доступности и качества образования для детей на всех уровнях общего и дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Миссия и ценности школы в условиях инновационного развития.
Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых. Каждый ученик имеет возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям.
Наша миссия – развитие учащихся как личностей, проявляющих общественную активность в первую очередь по отношению к своему образованию, формирование образованной личности, способной к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учетом ее собственных потребностей и меняющихся условий жизни. Воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями.
Наше предназначение – создание образовательной среды, которая способствует развитию и воспитанию духовно-нравственной интеллектуальной творческой личности;
создание морально – психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка учащихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечение организационно – педагогических условий для повышения общей и художественно – эстетической культуры учащихся. Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества.
Смысл нашей работы – формирование черт физически развитой ориентированной на творческое преобразование действительности и саморазвитие, на здоровый образ жизни, личности образованной и самостоятельной, стремящейся к овладению опытом духовной жизни, нравственного поведения, освоению ценностей национальной культуры.
Психолого – медико – педагогическое сопровождение, укрепление психического здоровья и личностного благополучия подрастающего поколения в образовательном пространстве. Создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире – это наш ответ на социальный заказ.
1.Создание образовательного комплекса «Детский сад – Начальная школа – Средняя
школа»
2. Создание комфортного и безопасного образовательного пространства в условиях
современной школы. Изменение школьной инфраструктуры
Развитие форм управления школой и социального партнерства – менеджмент
качества (школьная автономия, самоуправление, участие общественности в управлении,
паблик менеджмент). Развитие и укрепление кадрового потенциала школы, сохранение и развитие ученического контингента. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства. Организация здоровьесберегающей среды и обеспечение медико – социально – психолого – педагогического сопровождения учащихся
Подпрограмма «Школа, открытая для всех»
Цель программы - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики Омской области, современным потребностям общества и каждого жителя.
Программа «Одаренные дети»
Реализуется в двух направлениях:
Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках концепции школы (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Подпрограмма «Здоровье — главное богатство человека»
Задачи Подпрограммы:
Разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
Объединение усилий и координация работы школы и системы здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития.
3. Переход на новые образовательные стандарты. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса
Подпрограмма «Совершенствование учительского корпуса»
Успешная реализация данного направления является условием как для перехода на новые образовательные стандарты, так и для развития системы работы с одарёнными детьми.
Данное направление предполагает внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей. Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов («Учитель года», «Самый классный классный», «Наша блогосфера», «Социальный педагог года», «Воспитатель года», «Лидер в образовании» и др.).
Подпрограмма «ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»:
внедрение новых образовательных стандартов в школе;
повышение результатов внешних экспертных оценок на всех ступенях образования;
поддержка инноваций школы и учителя;
сохранение и укрепление здоровья детей;
Введение индивидуальных карт развития учащихся. К моменту окончания школы обязательными являются:
выполнение государственных стандартов образования;
сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность);
достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу;
овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.
4. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса
Личностный рост учителя, повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы. Подпрограмма «Совершенствование учительского корпуса»
Личностный рост учащихся. Сознание в рамках школы культурно – образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив. Программа «Одаренные дети»
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie