Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия МБОУ, вне зависимости от места и региона проживания. Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание МБОУ, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% .
Вариативная часть Программы раскрывает особенности образовательного процесса в каждом из них. Программа «Омское Прииртышье», «Азы финансовой грамотности».
Вариативная часть Программы представлена частью, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9 ФГОС ДО, является обязательной с точки зрения реализации его требований, дополняет обязательную часть Программы, позволяет обеспечивать вариативность МБОУ, стимулировать педагогическое творчество и инициативу, учитывать индивидуальные потребности обучающихся, мнение их родителей (законных представителей), а также условия, в которых осуществляется педагогический процесс.
Структура вариативной части Программы Согласно п. 2.11 ФГОС ДО, вариативная часть Программы дополняет каждый раздел: целевой, содержательный, организационный.
Вариативная часть Программы:
- составляет не более 40% от всего объема Программы;
- является необходимой с точки зрения реализации требований ФГОС ДО;
- дополняет обязательную часть Программы;
- является частью каждого раздела Программы;
Методические рекомендации:
- разрабатывалась непосредственно МБОУ с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся.
- удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности обучающихся МБОУ;
- при использовании парциальных программ (одной или комплекса программ) содержит информацию о них;
- содержит региональный компонент, отражает этнокультурную ситуацию, специфику национальных, культурных, климатических, материальнотехнических, социальных условий, в которых решаются педагогические задачи;
- обеспечивает вариативность образовательного процесса в МБОУ «Могильно-Посельская СОШ», учитывает индивидуальные потребности и возможностей, в том числе в части коррекционной работы, с детьми с ОВЗ.
Вариативная часть Программы разрабатывалась непосредственно самими участниками образовательных отношений. Согласно п. 2.9. ФГОС ДО, в нее вошли как парциальная программа, так и самостоятельно разработанная участниками образовательных отношений программа, основанная на личном педагогическом опыте, индивидуальных особенностях обучающихся, этнокультурной ситуации развития и пр.
Парциальная программа – это авторская (разработанная одним автором или имеющая коллективное авторство) образовательная программа, раскрывающая содержание образовательной работы с детьми в одной конкретной образовательной области (использование конкретной образовательной технологии, применение определенной методики), нацеленная на развитие обучающихся, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
При этом парциональные программы:
- соответствуют принципам, целям и задачам ФГОС ДО;
- обеспечивают достижение целевых ориентиров ДО, обозначенных во ФГОС ДО;
- соответствуют принципам Федеральной программы, методологически и методически не противоречить ей;
- соответствуют целям и задачам Программы;
- отбирались с учетом интересов, потребностей обучающихся, накопленного педагогического опыта, материально-технических возможностей МБОУ, квалификации педагогических работников, мнения родительского сообщества;
- обеспечивает преемственность ДО и и ступеней образования школы;
- соответствует возрастным характеристикам развития детей.
Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в Организациях Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. Федеральная программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой федеральная рабочая программа образования, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Федеральной программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Федеральной программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Федеральной программы.